Forbes Украина,
23 октября 2014 г.
Ода рискам, или О бедном страховщике замолвите слово
916 просмотров
В середине октября стало ясно, что Нацкомиссия регулирования небанковского сектора (далее по тексту – Нацкомфинуслуг) в ближайшие 10 дней останется без членов Комиссии, и с исполняющим обязанности главы, который находится в отпуске и не может в последние три месяца найти хоть какой-то общий язык с рынком. А в отпуске, потому что он – номер 39 в списке «Народного фронта» и занимается предвыборной кампанией. И намерения чисто технического характера, а именно проведение реформы надзора, ему не свойственны. За месяцы пребывания у власти она не начата, схемы работают, захват власти в МТСБУ продолжается уже на уровне президиума, перезагрузки регулятора не произошло, хотя она и декларировалась.
Первые лица страны всегда слабо понимали роль регулятора небанковского финансового сектора, да и вообще страхования для страны. Чрезвычайно слабое понимание того, каким образом государство Украина на уровне стратегии должно управлять своими внутренними рисками, в том числе социальной политикой, нельзя отследить ни в одной из программ претендентов на пост президента, да и сейчас ни у одной политической силы, претендующей на места в парламенте.
Украинцы, как обычно, продолжают выбирать не умом, а сердцем. Предположим, что мы все одумались и прагматично начали оценивать, чего же мы хотим. На уровне прагмы нам не очень интересно отслеживать процессы борьбы за власть. Нам должно быть гораздо интереснее понять, каким образом государство во главе с нашими политиками поможет нам, простым украинцам, бороться с теми рисками, которые ожидают нас на протяжении всей жизни.
Риски личные: потеря кормильцев в наших домохозяйствах, инвалидность и уход за членами наших семей, потерявших здоровье. Насколько и в каком возрасте мы будем трудоспособны; в каком размере нас будет содержать государство на пенсии, а в каком – наши дети, которым еще предстоит построить и свои домохозяйства; как оплатить обучение детей, как восстановить имущество, если оно сгорело или его украли?
Не так много институтов в государстве, которые помогут справляться с этими рисками. Если посчитать, то их три: собственно, само государство, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Мы получили государство Украина «в наследство» от СССР. А это значит, что из трех перечисленных институтов работал только один – само государство с довольно громоздкой, неэффективной, не персонализированной, централизованной системой социальной защиты. Однако других систем не было, и государство как монополист на протяжении более чем 20 лет отстаивает свои монопольные позиции, стараясь сделать все, чтобы приватные институции были дискредитированы по сравнению с ним и не допущены к социальной защите украинцев.
Создаются неравные экономические условия закупки социальной защиты у прогосударственных структур (фонды соцзащиты) и у приватных страховщиков. Дискредитирована идея пруденциального надзора со стороны государства, а значит – и регулятора, особенно в последние три-четыре года, когда не было назначено ни одного политически незаангажированного руководителя надзора, включая последнего.
И, безусловно, риторика госслужащих всех уровней о том, что страховщики только деньги отмывают, а регулятор донельзя коррумпирован. Оба тезиса при тщательном изучении приводят к тому, что эти процессы спровоцированы государством.
Реформировать надзор и сегодня, вероятно, никто не хочет. На видимом горизонте отсутствует лидер, способный провести реформацию административного надзора в пруденциальный (от слова «пруденшн» – предусмотрительность, то есть недопущение банкротства структурами, которые предоставляет социальную защиту гражданам). Все попытки тем или иным способом избавиться от страховщиков – перебросить их в НБУ, даже назначение политика на должность и.о. главы регулятора, говорят о том, что ситуация не изменилась. А ведь, собственно, рынок знает, что нужно делать. Многочисленные обращения во власть, в том числе на уровне президента и премьер-министра, проигнорированы последними.
Да и налицо конфликт между президентом и премьером в части того, кто именно является лицом, назначающим членов Комиссии. Одних назначает премьер, других увольняет президент. Это и понятно – Конституция Украины умалчивает о таком органе управления, базовый закон о Нацкомфинуслуг отсутствует. Закон о финансовых услугах является настолько рамочным, что не охватывает и половину функций Нацкомиссии. Совершенно невыясненным остается вопрос, кто же все-таки из трех ветвей власти назначает членов регулятора? Как обеспечивается независимость их работы?
Отсутствует и орган, который бы консолидированно отвечал за разработку стратегии в финсекторе. Теоретически, им может стать Минфин. Но на практике у него до этого никогда не доходили руки.
Понятно только одно: структура управления (регулирования и надзора) страхового сектора должна определяться на уровне первых лиц государства и должна быть описана в базовых законах. Для этого первым лицам предстоит определиться со стратегическим отношением к отрасли. Здесь уместно напомнить, что страховщики, по большому счету, занимаются двумя вещами. А именно, создают социальную защиту и восстанавливают утраченное имущество, уменьшая затраты государственного и местных бюджетов.
Если политсила ставит во главу угла защиту населения, то структура государственного управления сектором страхования должна быть подчинена этой задаче. То есть, достижению эффективного управления страховой отраслью для обеспечения предоставления населению и организациям своевременной помощи в случае наступления страхового события путем предварительного фондирования (создания у страховщиков фондов для покрытия будущих выплат). И, безусловно, созданию системы надзора, не допускающей банкротств этих важных структур.
Ну, а теперь ищем политическую силу, которая была бы готова системно, грамотно и эффективно помогать населению управлять его рисками. Найдем ли?
Галина ТРЕТЬЯКОВА, генеральный директор Украинской федерации страхования
Вся пресса за 23 октября 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|